Развитие речи у маленьких детей
Однако развитие речи закладывается с первых дней жизни, поэтому говорить с малышом нужно постоянно. Включайте внутренний режим «мама-радио» и говорите-говорите-говорите с малышом обо всем, что видите вокруг. Например, переодевая ребенка, комментируйте каждый свой шаг. «Сейчас я тебя переодену, малыш! Давай снимем с тебя подгузник и возьмем новый. А где наши штанишки? А вот наши штанишки».
Много читайте ребенку с самого рождения. Выбирайте книги, интересные вам, это может быть взрослая литература, энциклопедии, журналы. Ребенку важно слушать вашу разнообразную речь. Без чтения обогатить наш повседневный бытовой язык сложно. Когда у ребенка появится интерес к изображениям, переходите к чтению детской литературы. Скорее всего, перечитать «Айболита» вам придется не один десяток раз. Однако учить ребенка читать самого не спешите, до четырех лет этого делать совсем не стоит. Раннее обучение буквам и чтению, особенно насильственное, без интереса ребенка, ведет к тяжелым психологическим проблемам (нежелание учиться в школе, дисграфия и дислексия).
Обращайте внимание на этапы развития речи у ребенка. Крик - это первый способ общения малыша. Каждая мама уже через несколько дней после роддома начинает понимать, как в разных ситуациях плачет ребенок - требовательно, тревожно, жалобно, от голода.
Через пару месяцев появляется гуление. Малыш начнет произносить отдельные звуки, слоги. Всегда поддерживайте «беседу», обращайте внимание на малыша, поощряйте гуление ласковыми словами, поглаживаниями. Смотрите, какими интонациями ребенок сопровождает те или иные звуки, как жестикулирует, смотрит вам в глаза. Малыш пробует звуки на вкус, обращайте внимание на свою интонацию в общении с ребенком, он будет копировать вас.
С года-полутора появляются первые отдельные слова, малыш начинает называть некоторые предметы (активно поощряйте эту игру), показывает пальчиком на окружающих, мотает и кивает головой в знак отрицания или согласия.
Ближе к двум годам ребенка чаще всего «прорывает», он начинает лепетать на своем тарабарском языке или просто повторять за родителями отдельные слова и фразы. Вот сейчас аккуратнее! Неосторожно сказанное крепкое слово ребенок запомнит очень хорошо!
Называйте все предметы своими именами. Не сюсюкайте и не коверкайте слова, относитесь с уважением к будущему речевому запасу вашего ребенка. Никаких «бибик» ни в вашей речи, ни в речи ребенка быть не должно.
Продолжайте много читать ребенку разных книг, обсуждайте прочитанное и увиденное вокруг, не ленитесь объяснять и показывать. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте.